Тебя штрафуют? А ты не гоняй! Как ГИБДД борется с нарушителями ПДД

Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Еду по городу, ни о чем плохом не думая. Не вступая на дороге ни в какие споры. Лучше, считаю, перестроиться, отъехать, притормозить, чем конфликтовать. Скорость небольшая, подъезжаем к непростому перекрестку. Как вдруг прямо перед моим капотом вырастает фигура дорожного инспектора. Тот решительно тычет жезлом в лобовое стекло: пожалуйте-ка в сторонку, да-да, женщина, именно вы!

Пока выруливала на стоянку у поста ГИБДД сразу за перекрестком, инспектора сменил дяденька в штатском. Вместо жезла в руках у него удостоверение судебного пристава. Предлагает мне пройти к стоящей неподалеку машине с его коллегами. Я в полном недоумении: ни с кем не сужусь, никому ничего не должна. «Ну как же, — улыбается он, как показалось, с ехидцей, — что-то все-таки задолжали, раз попали в базу приставов».

Не приходя в себя, иду к приставам. В машине с соответствующей маркировкой их двое. На коленях у обоих открытые ноутбуки. Сажусь, как предложено, сзади. Там уже есть пассажир. Тот нехотя двигается, продолжая о чем-то горячо спорить с одним из приставов. Другой поворачивается ко мне, называя мою фамилию, адрес, марку и номер машины. Подтверждаю: всё точно. «У вас неоплаченный штраф, — говорит он. — За превышение скорости. Датирован сентябрем 2014 года».

Пытаюсь сообразить: сентябрь? Какого числа? Куда я ездила в тот день? Ах, это было в прошлом сентябре… Пристав продолжает объяснять: либо вы платите здесь и сейчас, либо выйдет на порядок дороже. Что-то там про дополнительную тысячу рублей, новые разбирательства.

Сумма неоплаченного мной неизвестного штрафа — 500 рублей. Плачу, получаю квитанцию, уезжаю всё в том же недоумении. Одно утешает: что остановили в центре города, недалеко от метро, а не посреди какой-нибудь отдаленной загородной трассы.

Но почему я ничего о своем нарушении не знаю? Прошел ни месяц, ни два — целый год! Не было за это время ни одной квитанции. Как я могла узнать о нарушении? Тем более что к числу «автогонщиков» отнести себя никак не могу, скоростной режим стараюсь соблюдать.

«Узнать всегда можно у нас на сайте в разделе „штрафы“, — объяснила мне старший лейтенант Полина Александрова из районного отдела ГИБДД, куда я отправилась сразу после общения с приставами. Она открывает на своем компьютере нужную страницу, вводит данные моего авто. — Да у вас не один, а пять неоплаченных штрафов!».

Присаживаюсь на стул рядом с ней. Что-то мне «поплохело». Какие ещё «пять неоплаченных»? Выясняется: все они — результат так называемой автофиксации камер видеонаблюдения, установленных в разных точках города, а также на кольцевой автодороге (КАД). Надо ехать разбираться в специальный центр в главном управлении ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области.

Тот был создан пять лет назад. Именно тогда стали появляться передвижные видеокамеры на кольцевой автотрассе, на некоторых участках дорог в самом Питере. Но в полную свою техническую силу заработал центр лишь в прошлом году с появление современных стационарных камер. Они отличаются высоким разрешением и долгими сроками бесперебойной службы. Практически безошибочно определяют номера мчащихся мимо автомобилей всех марок, независимо от скорости, с которой те несутся.

Есть лихачи, считающие, что если на спидометре их «болидов» не менее 200 км/час, то камера не успеет заснять авто, запечатлеется на ней лишь смазанное пятно. Стало быть, и нарушение останется незафиксированным. Ошибаются — не знаю, к счастью, или наоборот. Приобретают наши ГИБДД нынче качественную технику.

«Все фотоматериалы, а с ним сведения о скоростном режиме участников дорожного движения, поступают в наш центр в течение первых пяти минут после события (то есть, фотофиксации — авт.), — сказал корреспонденту „СП“ подполковник Дмитрий Василенко, начальник центра автофиксации Управления ГИБДД по Петербургу и Ленинградской области. —  Такая оперативность необходима для быстрой организации поиска похищенных автомобилей. Но, конечно, важно это и для контроля за скоростным режимом на трассах города и области. В течение первых трех дней сотрудники центра сверяют с базой данных „биографию“ автомобилей, их принадлежность владельцам, и принимают решение о наказании. Делается это одним нажатием кнопки на компьютере. После чего соответствующее постановление распечатывается, запаковывается в конверт и отправляется нарушителю по почте заказным письмом».

«СП»: — Всё просто и понятно. За исключением пустяка: мне вот ваше уведомление о штрафе так и не пришло. А ведь если оно было заказным, то я должна была, при получении расписаться, и, значит, никак не могла выбросить, сослаться на то, что оно не дошло…

— Все претензии такого рода — к «Почте России». Мы же действуем согласно разъяснениям Верховного Суда, установившим, что не получив такого письма, вы от его получения уклонились. И через 10 дней после его возвращения к отправителю, то есть, в наш центр, постановление о наказании вступает в силу. И то, что вы о нем знать не знаете, уже ваша личная проблема. В конце концов, есть интернет-сайт госуслуг, созданный специально для того, чтобы не попадать в такое положение.

Хотя я с вами согласен: налицо очевидная недоработка законодателей. Не у всех в нашей стране есть возможность выхода в интернет, даже в таком большом и «продвинутом» городе, как Петербург, это надо учитывать. Безусловно, должна быть надежная система уведомления. Для чего необходимо внести изменения в действующее законодательство. Мы регулярно обращаемся с соответствующим предложением в наш питерский парламент. Постоянно озвучиваем данную проблему на городской комиссии по безопасности дорожного движения, но … Если бы всё от нас зависело! Слишком много ступенек, до всех не достучаться, и у всех свое понимание".

«СП»: — Много жалоб поступает от водителей на автофиксацию, Дмитрий Александрович?

 — Очень много. Ежедневно от 50 до 70. Среди основных претензий (до 40% всех жалоб): машина давно продана, не мог её бывший хозяин, на которого выписан штраф, сидеть за рулем. Сейчас ведь разрешена продажа без снятия номеров. Переоформление соответствующих документов возложено на нового собственника, а тот нередко не спешит с этим. Ещё одна частая причина жалоб: на автофиксации похожая машина, а номера — поддельные. Да, есть такие жулики, которые подделывают номера, пользуясь схожестью автомобилей, и гоняют на них, не боясь ничего.

«СП»: — Как от этого защититься?

 — Пострадавший пишет жалобу, мы приглашаем его с машиной к себе. Как бы автомобили не были похожи, всегда хоть какое-то отличие, да найдется — в колесах, фарах, и т. п. А данные на жуликов мы отправляем в ДПС, их вылавливают.

Очень много нюансов. Не все и не всегда удается своевременно учесть. Мы, в сущности, тоже ведь только учимся. В том числе, у самих водителей. Даже завели блог в соцсетях, чтобы, с одной стороны, доступно объяснять людям те или иные «дорожные моменты», с другой — учитывать их замечания. Последние касаются чаще всего дорожных знаков. Скажем, человека штрафуют за превышение скорости на каком-то участке, а знака об ограничении там нет. Едем, проверяем, устанавливаем.

«СП»: — Вот так же и со знаком «ведется видеонаблюдение». Я посмотрела те адреса, где, вроде, нарушала скоростной режим. Четыре из пяти — на одном и том же небольшом участке центра города, где про камеры ни полслова! И моя скорость там составила, согласно автофиксатору, 82 -83 км/час. Если учесть, что за превышение на 20 км не штрафуют, превысила всего-то на 2−3 км! Справедливо?

— Те или иные знаки должны устанавливать собственники дорог, то есть, в нашем случае, городская администрация. Мы регулярно подаем им необходимые сведения. В том, что касается камер видеонаблюдения, то соответствующая табличка (8−23) должна устанавливаться рядом с дорожным знаком, а не сама по себе. Но конкретно в Петербурге скорость движения установлена не дорожными знаками, а правилам и равна 60 км/час. Это — аксиома. И при всем желании мы не можем тут повлиять на собственника. Тогда придется весь город уставить знаками «60». Что и дорого, и нелогично.

Другое дело, если бы вы нарушили скоростной режим на трассе с разрешенной скоростью от 80 км/час и выше, где были бы нужные знаки, а табличка с предупреждением о камере отсутствовала. Тогда можно было бы смело подавать в суд и выигрывать, как это сделал недавно водитель из Перми.

«СП»: — Второй год пошел после активного внедрения питерским управлением ГИБДД видеокамер. Улучшилась ситуация на дорогах?

 — Сравните. В Петербурге по итогам 2014 года количество ДТП со смертельным исходом из-за нарушения скоростного режима снизилось на треть. А число ДТП в целом — на 60%. Ещё две цифры: раньше количество грубых нарушений с превышением скорости более чем на 40 км/час составляло 60% всех ДТП, сейчас — 11%.То есть, видеокамеры своё дело делают, дисциплинируют водителей.

«СП»: — А сколько видеокамер действует сейчас в городе и области?

 — В Петербурге — 134 камеры, расположены они по 60 адресам, из них 10 адресов — на КАД, в той его части, что относится к городу. В Ленобласти — 75, из них на КАД — 40. Это очень мало. Мы за то, чтобы охватить камерами все районы мегаполиса и как можно больше населенных пунктов области. Тогда ездить станет, уверен, легче. И — безопасней.

Санкт-Петербург


Источник