Стоп, машина! Как АВТОВАЗ остановили на три недели

    0
    Стоп, машина! Как АВТОВАЗ остановили на три недели

    Процедура шатдауна, то есть полномасштабной «профилактической» остановки большинства производств, для автозаводов во всём мире – нормальная практика. Но для АВТОВАЗа такое пока в новинку. Мы разобрались, как это происходит.

    Итак, один из крупнейших автозаводов в Европе перестаёт выпускать продукцию, в цехах воцаряется тишина, штат сотрудников практически в полном составе отправляется отдыхать. В корпоративный отпуск по новым правилам заводчане уже ходили – летом 2014 года и на Новый год. Тем не менее, шатдаун пока воспринимается, как нечто из ряда вон выходящее. К тому же нынешняя остановка, сопряжённая с корпоративным отпуском, пожалуй, самая масштабная.

    Николай Строков, вице-президент АВТОВАЗа по производству, отвечающий сегодня на наш вопросы, говорит, что ничего подобного за 30 лет на заводе ему видеть не приходилось. Но похожие эмоции заводчане переживали недавно, когда снимали с производства «Самару». Тогда от вида замершего конвейера становилось не по себе. Однако теперь повод более радостный, и, что называется, хлопотный – за три недели нужно не только привести весь завод в полный порядок, но и обновить.

    На наших фотографиях, сделанных за несколько дней до остановки, жизнь в сборочных производствах Priora, 4×4, Kalina/Granta (и соплатформенных Datsun), а также на линии B0, выпускающей Lada Largus, Nissan Almera, Renault Logan и Sandero, идёт как обычно. Но сейчас здесь полная тишина. В пяти производствах, отвечающих за сборку автомобилей, осталось всего порядка 800 работников. Чем же они заняты?

    Стоп, машина! Как АВТОВАЗ остановили на три недели 

    «Будем стоять три недели, поэтому первой задачей является максимально выгнать все машины из технологии в товар», – говорит Строков. «Из технологии в товар» – то есть, все изготовленные автомобили должны покинуть цеха сборки, проезды между линиями, небольшие площадки-накопители и полностью «переехать» на товарную площадку завода. Потому что автомобили, если даже они стоят в цехе всего три дня, нуждаются в тщательном уходе – их нужно постоянно протирать от пыли, мыть и даже прятать под пологом, ведь в цехах начинаются всевозможные ремонтные работы.

    В считанные часы все собранные автомобили покидают цеха. Ремонтные работы делятся на несколько уровней. Самые простые – регламентные, те, что проводятся каждые выходные, только теперь их проведут в расширенном формате. Вторая задача – отладка процесса сварки кузовов Lada Xray и проверка геометрии. Сварку навесных узлов новой модели делают на линии Приоры, а сварку всего кузова – на той самой линии «B0» где сваривают, окрашивают и собирают Ларгус, Альмеру, Сандеро… Скоро здесь пропишется и новейший ИксРей. В рамках шатдауна геометрию кузовов на этой линии будут смотреть не только по новой модели, а и по всем остальным, избавляясь от так называемых красных и жёлтых зон, где есть наибольшие проблемы.

    Стоп, машина! Как АВТОВАЗ остановили на три недели 

    Ещё одна категория работ – социальные. Это приведение в порядок и/или капитальный ремонт гардеробов, туалетов, душевых в цехах – как известно, президент Бу Андерссон уделяет этому вопросу большое внимание. На эти работы выделено порядка 300 миллионов рублей, однако сумма может быть несколько выше, если возникнет необходимость. В каждом из пяти автосборочных производств есть огромный «талмуд», в котором подробно прописано, что должно быть сделано по «социалке» в течение корпоративного отпуска.

    Следующий важный момент – ревизия и ремонт технологического оборудования, а также демонтаж старого оборудования и перенос действующего. Сюда же включен и ремонт полов – наконец-то из цехов повсеместно убирается деревянная шашка, и теперь очередь дошла до финиша сборки линий «B0» и «Приора». Кроме того, за отпуск планируют провести работы по противопожарной безопасности, вентиляции и чистке коммуникаций – тут АВТОВАЗу помогут дочерние организации.

    Система построена так, что ситуация по приведению завода в тонус отслеживается ежедневно. Пока основной штат предприятия в отпуске, ответственные за каждый участок люди контролируют работу ремонтных бригад по специальным информационным доскам. Информация на досках обновляется каждый день, а потом стекается в диспетчерскую, что даёт руководителям понимание ситуации в целом – где успеваем, где серьёзные проблемы, куда нужно перенаправить людей, и так далее. Вот чем будут заниматься оставшиеся в цехах люди на некоторых производствах:

    Мероприятия в СКП Калина (в работах занято 182 человека)

    • Наладка температурного режима и настройка воздушных потоков камеры грунта;
    • Ремонт и замена изношенных узлов клещей и роботов в цехах сварки и окраски;
    • Ремонт поворотных столов Expert автоматических линий сварки;
    • Оптимизация технологии сварки и окраски, повышение эффективности работы по методике Kaizen;
    • Ремонт линии контроля герметичности автомобиля.

    Мероприятия в СКП 4х4 (в работах занято 73 человека)

    • Модернизация системы управления сваркой;
    • Ремонт механизмов перемешивания в окраске;
    • Перенос оборудования;
    • Работа по проекту Urban.

    Мероприятия в СКП Приора (в работах занято 270 человек)

    • Сварка навесных узлов под проект Xray;
    • Ремонт ливневой канализации;
    • Работы по заливке композитных полов;
    • Ремонт камеры окраски;
    • Подготовка новых проектов.

    Мероприятия в СКП В0 (в работах занято 240 человек)

    • Капитальный ремонт душевых;
    • Ремонт напольного конвейера;
    • Замена полимерного покрытия в окрасочных камерах;
    • Перенос 5 постов оборудования в цехе сварки;
    • Сварка кузовов под проект Xray.

    В самом конце корпоративного отпуска, 14 и 15 августа (пятница и суббота) будет произведён пробный запуск оборудования, в том числе и модернизированного. Особое внимание – сварке кузовов: тут стоит задача максимального повышения точности геометрии. За последние выходные перед «рестартом» завода производится серия контрольных замеров по сварке кузова, а в воскресенье, если необходимо, по результатам этих замеров делаются корректировки техпроцесса. «И в понедельник спокойно запускаемся», – говорит Строков, хотя и чувствуется, что предстоящий запуск будет процедурой волнительной.

    Руководители рангом от начальника цеха и выше отдыхают на неделю меньше, чем рабочие – всего две недели. Потом они возвращаются на свои места и проходят недельное обучение, втягиваются в процесс и готовятся к запуску производства. Когда рабочие вернутся из отпуска, руководители своим примером должны показать: пора вернуться к работе. Поэтому традиционного падения качества при массовом отпуске сотрудников на этот раз планируют избежать.

    Особняком стоит производство трёхдверной Lada 4×4. Здесь остановили сварку, окраску и сборку чуть раньше остальных и на следующий день занимались культурой производства. Было принято решение, что люди остаются на своих рабочих местах и приводят их в порядок. Кроме того, проводится обучение на местах. Производственники на АВТОВАЗе стараются перенимать опыт коллег с заводов Nissan, где у рабочих принято брать в руки щётку и начинать уборку рабочего места каждый раз, когда конвейер в силу какой-либо причины хотя бы ненадолго замирает.

    Стоп, машина! Как АВТОВАЗ остановили на три недели 

    И, конечно, много усилий сконцентрировано на линии «В0» – именно эта линия полного цикла будет «флагманом» вазовского производства после окончания корпоративного отпуска. Именно здесь под Новый год, 15 декабря, запустится принципиально новая модель – Lada Xray. Если всё удачно будет на этом, горячем крае производства – то удачно будет и во всех остальных цехах… Итак, АВТОВАЗ выходит с летних каникул. Впереди интересная вторая половина года: как запустятся Веста в Ижевске и ИксРей в Тольятти? Будем следить за новостями.


    Источник